top of page

Человек, который все понимал

Алексей Гутнов - квинтэссенция того лучшего, что было у советской науки о градостроительстве. Он родился 26 июня 1937го и сегодня отличный момент, чтобы вспомнить лучшие его цитаты и всмотреться в самые яркие идеи.

Легко предположить, что имя Гутнова может быть и не на слуху. Вот что надо бы знать, если есть интерес к теории отечественного градо: Алексей Эльбрусович Гутнов - советский ученый в области градостроительства, писатель, концептуалист. Несмотря на то, что сам он везде и всегда указывает себя архитектором, для ГРАДОТОМИИ он однозначно - один из лидеров в номинации "теория градостроительства". Фактически сформировал (написав в 1970 г. кандидатскую, а затем руководя целым рядом более поздних работ, см. подробнее) мощное направление средовых исследований. Это он ввел в обиход кажущиеся хрестоматийными сегодня "городскую ткань" и "каркас". Автор культовой "Эволюции градостроительства" - одного из трех самых важных текстовых высказываний, которые были сделаны на русском языке в ХХ веке. Особо знаменит как член (ошибусь ли я, назвав его лидером?) команды по разработке концепции НЭР.


1. Гутнов - концептуалист и один из первых ученых, кто задал высокую планку "мыслить образами". Не карты или планы, а схемы взаимодействий. Это он начал рисовать модели и узлы "система - человек".


Модели А. Гутнова (слева-направо-вниз):

Модель взаимодействия «человек — среда». А. Гутнов, 1973 г. Источник: архив группы НЭР (источник)

Модель пространственно-временного распределения ресурсов (источник)

Схема развития русла расселения и ядра структурной клетки селитьбы - собственно НЭР (источник)


2. Гутнов - идеалист. Он мечтает и отлично осознает, что это - мечты. Но ведь в высшем и лучшем понимании проектирования, созидания должна быть мечта, должно быть стремление уйти от неправильного, несправедливого, неточного. Озвучить то, какой должна быть лучшая жизнь в лучшем городе - на это требуется истинная смелость и много профессионального мужества. И совсем не так часто нам удается увидеть хоть в чьих-то глазах желание сделать идеальным пространство нашего обитания. А Гутнов - он как раз про это.



3. Гутнов влюблен в город. Он видит в городе что-то такое, о чем сегодня даже думать не принято, не то что говорить или спорить! Можете себе представить, пятьдесят лет назад он пишет с Лежавой, что город (у них поэтично "центр восстановления") - точка силы, в которой должно быть все то, что нужно человеку для восполнения его сил.

А.Гутнов, И.Лежава (1973): Центры восстановления организуют деятельность, связанную с «воспроизводством» человека в широком смысле этого слова, т. е. с передачей опыта новому поколению, восстановлением его физических и нервных ресурсов, растраченных в процессе производства (отдых, образование, все виды потребления и общения в непрофессиональной сфере)

Илья Лежава и Алексей Гутнов. Источник фото


4. Гутнов сам себе градостроительство. Он говорит о системах расселения, об улицах и пространствах своими собственными словами: вы не найдете у него скопированных, надоевших, непонятно-откуда-взятых-и-кем-написанных определений. Он все готов объяснить сам. Он сам себе градостроительство. Сам себе словарь и сам себе историк. Если бы ничего не осталось, а были бы только его тексты - вот я искренне в это верю - можно было бы всю теорию градо восстановить почти в полном объеме.


Одно из самых интересных русскоязычных определений города, за весь ХХ век.


5. Гутнов - философ. Он свободно интегрирует математические методы, социологические приемы и географические константы в единую канву разговора о городе. Он не пытается отгородиться: вот это - градостроительство, а вот это - извините, меня не касается, не моя зона ответственности! Градостроительство, каким оно предстает перед нами в "Эволюции градостроительства" - это наука, это сила знания, это огромный гуманистический порыв. В такое градостроительство хочется верить.



6. Гутнов - провидец. "Хочешь идти быстро - иди один, хочешь уйти далеко - иди вместе" - кажется, что Гутнов как раз и "ушел один", причем зашел так далеко, что только теперь мы еле-еле добираемся до точек, координаты которых намечены в его текстах. У него обсуждаются вопросы неопределенности и принципиального-несовершенства градостроительной документации, градостроительного мышления (а мы только-только на подходах к дискуссиям про urban planning thinking), он задается вопросом: а что, машина, поезд метро, костюм, одеваемый ежедневно - это тоже архитектура? мы ведь размещаемся внутри них...



Александра Гутнова (дочь А.Э. Гутнова, архитектор, со-организатор выставок, посвященных концепции НЭР) пишет о том, чем занимался Гутнов в конце 1970-х: "большое количество проектов: пешеходные улицы, реконструкция центра, интервью и статьи, в которых он говорит о Москве. Слушать или читать их сегодня слегка не по себе, настолько они верные"

7. Гутнов - поэт. Лично я не знаю, говорил ли кто-нибудь о деле градостроителя до Гутнова так завораживающе-поэтично, с такой иронией и вниманием? Ты - не инженер, создающий конструкцию, ты - садовник, который растит дерево...



 

Я задавала вопросы о Гутнове многим из тех, с кем говорила. За давностью лет, а может быть еще и по причине личной скрытности ли? его ли скромности? мне никто толком ничего о нем как о человеке рассказать не смог. Говорят "сгорел на работе", говорят "все принимал слишком близко к сердцу"... портрета тут не напишешь, детали скрыты.

Так что остаются только его тексты.

Что в них увидите вы? Для меня они хрупкие и чистые. Как будто говоривший долго и вдумчиво подбирает слова для разговора о чем-то очень важном с кем-то очень важным. Взрослый, стремящийся, чтобы его понял малыш.

И нет суровой академичности, нет уставшей от самой себя науки, нет апломба лектора. Он не пытается понравиться или запомниться.

И, если Смоляр - это крепкий черный кофе, Диканский - игристое и легкое вино, Велихов - плотен и сладок словно мед, то Гутнов - чистая прохладная вода. Сегодня - в жаркий летний день, да и всегда - в моменты жажды и усталости, струящееся благородство гутновских слов утоляет беспокойство и дарит прохладу.


Вечная слава и вечная память, Алексей Эльбрусович

Алексей Гутнов Это фото я взяла из интервью с его дочерью. Трудно объяснить сакральность действия, запечатленного здесь: но, если вы выросли в семье архитекторов, то вам, я думаю, все понятно





______________


Ежедневная порция градостроительной науки в быстром формате: Телеграмм

363 просмотра0 комментариев
bottom of page